Назад к списку

3. Почему денег в компании всегда не хватает. Особенности фин. планирования.

 Контроль расходов в компании как выстроить максимально эффективное финансовое планирование.


Нет, это не просто одобрение расходов на бумаге на текущий месяц, неделю без реальных методов контроля денежных масс. Ключевой элемент системы финансового планирования - прокладывание каналов денежных потоков и правильное распределение рычагов контроля этих каналов.Без этого создание прибыльного бизнеса невозможно. Сегодня представлю вашему вниманию 9 вспомогательных инструментов финансового планирования.

 1. Сохранение ингредиентов общего котла.

 Все направления компании необходимо воспринимать как единую сущность, отдельные направления компании, не могут тратить больше, чем может себе это позволить предприятие в целом. У любого из подразделений компании периодически будут возникать свои собственные потребности — это совершенно нормально, ведь даже при тесной совместной работе, они остаются в той или иной степени самостоятельными. Например, отдел маркетинга требует увеличить финансирование рекламы на текущей неделе, а отдел логистики настойчиво требует обновить оборудование, ссылаясь на то, что "это же не каждый день". Часть руководителей идут на эти шаги и терпят провал. Потому что действия каждого элемента вашего бизнеса должны быть направлены на решение стратегических, не сиюминутных задач. Сиюминутные расходы, на самом деле, можно отложить. В то время, как их покрытие съедает прибыль и загоняет бизнес в долговую яму. При финансовом планировании важно следить за тем, как изменения в одном аспекте скажутся на других и планировать мельчайшие расходы заранее.

 2. Введите персонал в курс дела.

 Каждый центр финансовой ответственности, каждое подразделение или отдел (а иногда — даже и каждый работник) должны тем или иным образом участвовать в планировании бюджета. Это не о том, что каждый сотрудник сможет вносить изменения в финансовый план. Однако чем сильнее ваши подчиненные будут вовлечены в процесс бюджетирования, понимать, сколько реальных средств есть на те или иные нужды, тем более детальным и продуманным получится финансовый план — и тем точнее он будет выполняться. Более того, это внесет в компанию прозрачность и повысит доверие сотрудников.

 3. Успешность кроется в системности.

 Планирование должно вестись систематически. То есть, финансовые планы должны составляться по определенному графику и регулярно корректироваться, а каждый новый план должен быть естественным продолжением предыдущего. Рекомендуемая частота проведения фин.планирования - раз в неделю. Это поможет своевременно скорректировать падающие графики доходности компании и просто держать руку на пульсе.

 4. Всегда есть место для маневра.

 Не стоит при планировании привлекать абсолютно все имеющиеся у вас в распоряжении финансовые ресурсы — иначе, если что-то вдруг пойдет не так, предприятию может просто не хватить средств на то, чтобы решить возникшие проблемы. А еще лучше, если на случай возможных затруднений у вас будут не только свободные средства, но и готовый к реализации план Б. НО тут важно выдержать золотую середину между неимением никакой подушки безопасности в принципе и складированием огромных запасов на черный день.

 5. За каждым действием стоит ответственный.

 При финансовом планировании стоит учитывать всевозможные риски и готовиться к любым сюрпризам, при этом сами планы должны быть четкими и детальными. В вашем финансовом плане не должно быть общих указаний и абстрактных формулировок — конкретизируйте его настолько, насколько это вообще возможно. Вполне уместно будет подробно расписать абсолютно все запланированные на отчетный период мероприятия, с указанием сроков, ожидаемых результатов и, самое главное, сотрудников, ответственных за их выполнение. Так вы всегда будете знать, с кого спросить и не возникнет ситуации, когда "всё само собой получилось". Составление такого плана, конечно, отнимает немало времени, зато и шансы на его успешное исполнение вырастают в разы.

 6. Скажите "нет" фин. планированию ради фин. планирования.

 Для чего вы собираетесь и устанавливаете задачи? Финансовое планирование должно приносить пользу само по себе. То есть, реализация ваших планов должна приносить максимальный экономический эффект, а сам процесс финансового планирования, разумеется, должен окупаться его итогами.

 7. Расходы не могут быть сюрпризом.

 Ваша компания в любой момент должна быть способна разобраться со своими текущими обязательствами. То есть, при финансовом планировании необходимо следить за тем, чтобы к моменту, когда придет пора платить по счетам, на счету предприятия была нужная сумма. НО, если вам светит возможность заключить крайне выгодную сделку, ради которой вам придется задержать погашение кредиторской задолженности — вы вполне можете это сделать. Временное нарушение платежеспособности компании возможно — но только если оно происходит осознанно.

 8. Инвестиции с максимальной прибыльностью или ничего.

 Для финансирования капитальных вложений стоит использовать наиболее дешевые источники, а к займам прибегать только в том случае, если это позволит повысить рентабельность собственного капитала. Не верьте тем, кто обещает обратное. Это простое правило спасло не один бизнес. Выбирайте только те инвестиции, которые могут обеспечить максимальную прибыльность.

 9. А вложения окупятся?

 Выбор внешнего источника финансирования стоит производить исходя из срока окупаемости вложений. Для вложений с долгим сроком окупаемости подойдут долгосрочные займы — и наоборот. Соответственно, например, финансирование внеоборотных активов за счет краткосрочных кредитов может в итоге обойтись вашей компании очень дорого - десять раз подумайте. Если окупаемость придет, "когда рак на горе свистнет", возможно, лучшим решением будет отказаться от сделки вовсе.